Настроения на рынке криптовалюты ухудшились после объявления в понедельник о том, что известный криптовалютный хедж-фонд Three Arrows Capital объявил дефолт по кредитам на общую сумму 670 миллионов долларов.
Деньги причитаются брокерской фирме цифровых активов Voyager Capital, которая выпустила уведомление о том, что Three Arrows не выплатила кредит в размере 350 миллионов долларов в стабильной монете USDC, а также около 323 миллионов долларов в биткоинах.
Проблемы Three Arrows проистекают из кризиса на рынке криптовалют, разразившегося в прошлом месяце, когда рухнули так называемые стейблкоины TerraUSD и родственный стейблкоин Luna, что привело к потерям в миллиарды долларов.
Стейблкоины позиционировались как обеспечивающие стабильность на рынке криптовалют, так как они якобы были привязаны к доллару США и функционировали аналогично фишкам в азартных играх, которые можно было обналичить по полной стоимости. Однако в мае они упали ниже паритета доллара.
Three Arrows вложили значительные средства в LUNA, которые упали практически до нуля.
Поскольку слухи о надвигающемся дефолте Three Arrows распространялись на прошлой неделе, внимание также было обращено на Voyager Capital, акции которой упали более чем на 60 процентов в прошлую среду.
После подтверждения дефолта Voyager выступил с заявлением, цель которого была попытка сдержать опасения краха на всем крипторынке. Общая рыночная капитализация упала с 3 триллионов долларов с ноября прошлого года примерно до 900 миллиардов долларов (минус почти 70%).
Генеральный директор Voyager Стивен Эрлих сказал, что компания «усердно и оперативно работает над укреплением своего баланса и поиском вариантов, чтобы удовлетворить потребности клиентов в ликвидности».
Страх краха крипторынка возникает из-за широко распространенных заимствований Three Arrows, одного из крупнейших хедж-фондов криптоактивов, у ряда компаний для финансирования своих инвестиций в ряд цифровых активов. Есть опасения, что Voyager может оказаться не единственной компанией, понесшей большие убытки.
«Следует выяснить, есть ли какие-либо крупные оставшиеся игроки, которые имели с ними контакт, что может вызвать дальнейшее заражение», — сказал бизнес-каналу CNBC вице-президент криптовалютной биржи Luno Виджай Айяр.
В недавней статье в Financial Times отмечалось: «Сдувающийся пузырь цифровых активов обнажил хрупкую систему кредита и кредитного плеча в криптовалюте, сродни кредитному кризису, охватившему традиционный сектор в 2008 году».
Криптовалютный рынок рос на том, что он представлял собой альтернативу официальной финансовой системе. Его даже рекламировали как форму «цифрового золота». Но его рост за последнее десятилетие оказался полностью зависимым от притока дешевых денег из ФРС и других центральных банков.
Оценки были завышены серией сложных договоренностей и сделок — то, что Financial Times назвала «финансовой гимнастикой», — в результате чего «огромные башни займов и теоретической стоимости балансировали на вершине тех же базовых активов».
Эта перевернутая пирамида могла бы поддерживаться до тех пор, пока цены на криптовалюту продолжали расти, но инфляция и агрессивное повышение процентных ставок ФРС привели к падению цен на активы по всем направлениям, что побудило инвесторов забрать свои деньги.
Некоторые компании также не в состоянии платить по обязательствам. Ранее в этом месяце Celsius Network, которая действует как своего рода банк для криптовалют, объявила, что «из-за экстремальных рыночных условий» она приостанавливает все снятия средств и переводы между торговыми счетами до лучших времен чтобы выполнить “свои обязательства по снятию средств”.
После этого объявления их положение, похоже, только ухудшилось. The Wall Street Journal сообщила, что Celsius наняла консультантов по реструктуризации из крупной фирмы «для консультирования по поводу возможной подачи заявления о банкротстве».
Wall Street Journal также сообщил, что короткие продавцы «наращивают ставки против Tether, крупнейшей в мире стабильной монеты». Короткая продажа включает в себя заимствование актива, который затем продается в ожидании, что его цена снизится. Затем он покупается и возвращается кредитору с прибылью, полученной от разницы в цене.
Согласно статье, короткая продажа была предпринята «традиционными хедж-фондами» и включает сделки на «сотни миллионов» долларов.
Tether является наиболее широко торгуемой стабильной монетой в мире и предположительно обеспечен наличными, коммерческими бумагами, драгоценными металлами и государственными облигациями, а также цифровыми токенами.
Однако его основы были поколеблены в результате краха TerraUSD в мае, когда он нарушил паритет доллара и на короткое время торговался на уровне 95 центов.
С тех пор, по данным WSJ, короткие продавцы утверждали, что большая часть коммерческих бумаг Tether обеспечена обремененными долгами китайских застройщиков.
Компания заявила, что «эти слухи полностью ложны», и указала, что хедж-фонды «стремятся получить прибыль, создавая возможности для арбитража на основе этих слухов».
Как бы то ни было, хедж-фонды вполне могут действовать в соответствии с принципом немецкого канцлера 19-го века Отто фон Бисмарка, который сказал, что никогда не верил в истинность любого утверждения, пока оно не было официально опровергнуто.
Каким бы ни было положение отдельных операторов в криптомире, падение рыночных оценок обусловлено изменениями в финансовой системе в целом.
Хотя стоимость основной криптовалюты, биткоина, стабилизировалась на уровне около 20 000 долларов США по сравнению с 69 000 долларов США в ноябре прошлого года, это может быть лишь временной паузой.
«Риск заражения на криптовалютных рынках остается повышенным», — заявила FT Марион Лабур, старший стратег Deutsche Bank.
«Ужесточение ФРС подвергнет больше криптовалютных фирм избыточным кредитным рискам за счет изъятия ликвидности и повышения ставок, что снизит стоимость монет, от которых зависят многие из этих схем с кредитным плечом», — сказала она.
Резкое изменение финансовых условий влияет не только на рынок криптовалют. Технологический и чувствительный к процентным ставкам индекс NASDAQ упал более чем на 30% по сравнению с рекордными максимумами, при этом падение цен на важные акции снизилось на гораздо большую величину.