Все началось с Cryptokitties. В 2017 году приложению на основе Ethereum, которое выпускало мультяшные изображения цифровых кошек, удалось всколыхнуть Интернет, когда люди бросились создавать своих уникальных котиков. Многие предсказывали, что это вызовет повальное увлечение активами на основе NFT.
Так и случилось. В последние месяцы тенденция NFT стала мейнстримом. Несмотря на широкий спектр вариантов использования, до сих пор основное внимание уделялось NFT как цифровому искусству. Самый известный пример – продажа работ Бипла через Christie’s за 69 миллионов долларов. Sotheby’s также переместился в пространство, закрыв аукцион NFT от цифрового художника Пака за 17 миллионов долларов. Phillips успешно передала свой первый NFT художнику Мэд Дог Джонсу за 4,1 миллиона долларов.
Такое безумие не могло длиться долго. По общему мнению, в апреле продажи NFT упали. Ежемесячный отчет Crypto Exchange Kraken Intelligence and Market Outlook показывает, что объем в апреле снизился на 80% по сравнению с февралем.
Многие сразу же говорят, что пузырь лопается. Однако это не всегда так. Хотя первоначальная ажиотаж может утихнуть, отчет Kraken демонстрирует большую уверенность в том, что «участники рынка продолжают создавать и внедрять инновации в мире NFT».
Что это означает для арт-рынков NFT и где мы можем ожидать их дальнейшего развития? Основываясь на последних событиях и некоторых мнениях экспертов, можно выделить несколько направлений.
На рынке преобладают крипто-киты?
Одна четкая тенденция возникла в результате недавних громких продаж NFT – покупатели, как правило, не являются коллекционерами традиционного искусства. Один арт-консультант Нью-Йорка недавно сказал New York Times: «Абсолютно никто из моих клиентов не покупает NFT. У меня есть любопытные люди, но мы ждем, пока пыль осядет».
Феномен искусства NFT, безусловно, возглавляется богатыми людьми, которые не являются типичным коллекционером произведений искусства – по крайней мере, в тех случаях, когда покупатели заявили о себе. Например, коллекцию Beeple, выставленную на аукционе Christie’s, купил Виньеш Сундаресан, также известный как Мета Кован, предприниматель и инвестор из Сингапура.
Согласно интервью, которое он дал телеканалу CNBC Squawk Box, он был готов передать более 69 миллионов долларов из-за своей веры в то, что NFT является «очень важным произведением истории искусства».
Далее он заявил, что считает, что цифровое искусство, основанное на NFT, находится только в начале своего пути: «Иногда всем требуется время, чтобы осознать и осознать эти вещи. Я согласен с этим», – сказал Сундаресан. «У меня была возможность стать частью этого очень важного сдвига в восприятии искусства на протяжении веков».
Джастин Сан, основатель платформы TRON, – еще один богатый крипто-предприниматель, который принял тенденцию NFT. Пропустив аукцион Beeple, Sun быстро выиграла аукцион Pak NFT, проводимый Sotheby’s. Он отправился в Twitter, чтобы объявить, что приобрел полный набор NFT для фонда JUST NFT своей фирмы.
(1/2) Я приобрел 1686 единиц и собрал полный набор Open Edition #NFT от @muratpak на аукционе @Sothebys X @niftygateway. Это было первое официальное сотрудничество фонда #JUST NFT и Sotheby’s. pic.twitter.com/t8oMNWIz7z
– Джастин Сан